Прежде чем народный артист РФ,
руководитель театра «Кривое зеркало» Евгений Петросян
согласился дать интервью корреспонденту «МГ», он спросил по
телефону: «А публикуете ли вы на своих страницах юмор самих
медиков? Ведь они так любят посмеяться даже над собой!» И
только узнав, что среди наших читателей много пишущих смешные
истории под рубрикой «А еще был случай», пригласил в свою
творческую студию. С первых же слов стало понятно, почему его
так волнует этот вопрос.
- Мне, послевоенному мальчишке,
видевшему много печали и горя, было не до смеха. Радость
приходила только в мечтах о красивой игрушке, хорошей книжке,
вкусной еде. Ничего нового для своих сверстников я не
сообщу...
- Мне, я вас чуть постарше, это
тоже знакомо...
- И вдруг в 7-летнем возрасте я попал на
концерт, на вечер юмора в Доме офицеров города Баку. Я увидел
множество дядь и теть, которые от души смеялись. Я увидел
своих знакомых в необычном для них настроении радостными, с
горящими глазами... Мне показалось, что весь зрительный зал
был счастлив. В тот момент я и захотел стать артистом. Спустя
десятки лет врачи мне как-то объяснили, что смех вырабатывает
в организме гормоны, укрепляющие иммунитет. Он словно
волшебник, превращающий накопленный в нас негатив в
позитив.
- Как начинала сбываться ваша
мечта?
- Мне очень повезло. В 1962 г., окончив
школу, я приехал в Москву. Мне тогда еще не было 17. Я попал в
эстрадную студию, где преподавали Рина Васильевна Зеленая и
Алексей Григорьевич Алексеев, первый советский конферансье. В
те годы моими наставниками были все ведущие артисты эстрады и
многие театральные актеры: Леонид Осипович Утесов, Лев
Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова...
- А Аркадий Райкин?
- Он был нашим всеобщим кумиром. Но в
силу того, что он жил в Ленинграде, общение с ним было
меньшим. А в 1963 году Райкин пришел на мой концерт и после
него часа два разговаривал со мной, подарил какие-то забавные
шутки. Все эти знаменитые люди были очень участливыми,
неравнодушными к молодежи. И это их качество я постарался
впитать в себя, а сейчас всячески проявляю, помогая молодым...
Так вот, мастера приглашали меня, начинающего артиста, в свои
дома, давали советы, на общих концертах внимательно слушали
мои выступления, потом шел «разбор полетов». Вот, например,
Утесов оставил мне несколько заповедей.
- Стоит их
напомнить.
- Назову две. Первая: «Знай, зачем ты
выходишь на сцену». Вторая: «Никогда не говори плохо о своих
коллегах».
- Евгений Ваганович, вот уже 45
лет вы на эстраде. Как вам перемены?
- Да абсолютно все сменилось, как и в жизни.
Ведь изменились и сами зрители, вы, журналисты, это прекрасно
видите. Но своих зрителей я люблю, как и прежде, и тут перемен
нет (смеется).
- С развитием телевидения
уменьшилось число прямых контактов со зрителем?
- И очень жаль, что телепередачи сегодня
стали значить больше, чем концерты. Очень жаль. Ведь живой
контакт важнейший фактор, это взаимодействие биополей, наших
душ. Сиюминутное выступление это гораздо большее, чем
запоздалая трансляция по телевидению, радио. Тут происходит
еще и обмен сердечный, на этом держится театр.
- А ведь ему предрекали гибель с
появлением кино и телевидения.
- А он живет себе и здравствует, дай Бог
ему здоровья. Потому что происходит живой контакт. Вот я
сейчас смотрю вам в глаза, а вы - мне. Как часто приходится
слышать от зрителей: «Евгений Ваганович, общаться с вами
просто здорово!» Они такие радостные и благодарные бывают
после концерта и восклицают: «Как хорошо!»
- И тем не менее народ привык
все видеть на телеэкране, вы там руководите талантливым
коллективом. На что вы ориентируетесь?
- Юмор - комментатор жизни, он не может
отходить от острых тем. Артист должен ориентироваться на жизнь
и при этом призывать к добру. Поэтому все наработки
отечественных артистов очень ценны, их необходимо сохранить.
Ведь у нас еще до революции было очень много театров миниатюр,
театральной эстрады. Именно поэтому в нашей стране сохранился
театр на эстраде, а на Западе варьете. Оно предмет мастерства,
замечательного и развлекательного, а театр призывает еще и к
состраданию и добру. Создает атмосферу, когда зрителю хочется,
если хотите, самовоспитаться. Это более высокая художественная
форма, созданная нашим старшим поколением. Я стараюсь ее
сохранить, но вижу, как все больше нам навязывается
американская эстетика, даже в юморе.
Возьмите, к примеру, американский подход,
который выразился в «Комеди Клаб». Там ругаются матом, друг
друга оскорбляют, унижают человеческое достоинство и находят в
этом безудержную радость. При этом там очень талантливые
ребята, и очень бы хотелось, чтобы они существовали в нашей
системе, но, к сожалению, этого не произошло.
- Евгений Ваганович, а кого из
нынешнего молодого поколения вы бы выделили, предположим, из
«Кривого зеркала»?
-Все они словно мои дети, и выделять кого-то
принципиально не хочу. Все нынешнее поколение этих ярких
артистов мне очень дорого.
- А как насчет имен авторов
текстов, ведь и они творцы успехов?
- У меня всегда были большие группы авторов
от 10 до 15 человек, среди которых и ветераны, и молодежь.
Сейчас выросла целая плеяда молодых, они начинают давать
хорошие результаты. Старшее и среднее поколение авторов любят
больше сами выступать, чем писать. А это не лучший вариант для
артистов, начиная выходить на сцену, автор перестает брать в
руки перо. А мои молодые авторы занимаются только своим прямым
делом. Среди таких профессионалов Алексей Щеглов, Вячеслав
Полейко, Геннадий Бугаев, Татьяна Ветрова, Игорь Шаров, Вадим
Крашенинников.
- А бывает, что они пишут тексты
для определенного актера?
- Только так и бывает, я имею в виду
авторов «Кривого зеркала».
- А какими вы видите перспективы
вашего жанра?
- Надеюсь, что жанр будет жить, потому
что он народу нужен, отказывать ему в смехе все равно, что
лишать радости. Ведь еще Фридрих Ницше говорил: «Я знаю,
почему человек изобрел смех потому, что он много страдал».
Лишать человека смеха могут только люди озлобленные, без
чувства юмора, с комплексами. Медицина, кстати, знает,
психоаналитики все вам объяснят что это такое, когда человек
злится, когда он лишен юмора. Но поскольку подобные деятели
очень часто руководят процессами жизни, нашему жанру наносится
большой вред. Все меньше и меньше молодых людей стремятся в
него. Не говоря о том, что отняты все помещения. Концертный
зал гостиницы «Россия» разрушен, Театр Эстрады после ухода
Г.Хазанова из жанра стал драматическим, как и театр А.Райкина.
Нашему же «Кривому зеркалу» помещения никто не предоставил.
Единственная возможность существовать выступать на
телевидении.
Можно, конечно, арендовать помещение для
выступлений, но за большие деньги, а где же репетировать? Мы
ютимся в коридорах Центрального дома культуры
железнодорожников.
- А как же тогда с подготовкой
молодых актеров?
- В ГИТИСе есть эстрадное отделение, но
если вы мне назовете фамилию хотя бы одного выпускника очного
отделения, ставшего за 30 лет его существования эстрадным
актером или режиссером, я буду вам очень признателен. На
заочном отделении учились многие знаменитости: А.Пугачева
пришла уже зрелой артисткой и получила диплом. Я был
профессором очного отделения целый год, давал мастер-класс и
спросил у студентов, кто из них станет артистом этого жанра.
Услышав, что никто не собирается, ушел.
- А участники «Кривого зеркала»
- все «самородки», без образования?
- Это далеко не так, почти у всех есть
театральное образование. Я вообще считаю, что актер
юмористической, театральной эстрады должен иметь изначально
театральное образование. Как врачи в мединститутах сначала
учатся общей медицине и лишь потом начинается специализация. У
нас абсолютно такая же картина. Сначала научиться общим
канонам, а уж потом театр, кино, эстрада.
- Всем известно, что вы
страстный собиратель шуток и анекдотов. Над чем сейчас
работаете?
- Думаю, что раньше этого интервью
выйдет из печати моя очередная книжка «Записные
хаханьки-хиханьки - 2, или Доктор-смех». Там все, что касается
сегодняшнего остроумия нашего народа. Результат четырехлетнего
труда. Мозаика остроумия нашего общества. У меня есть более
100 «корреспондентов смешного» со всего русскоязычного мира,
которые присылают мне все юморное, что слышат, вычитывают или
сами придумывают. Сотрудники моего театра отбирают лучшее из
присланного, потом я селекционирую, а уж затем и зрители.
- Последние как это
делают?
- Смеются или нет. Если сильно смеются,
то войдет в мою коллекцию, все остальное отсекается. Кстати, в
этой книге есть большой раздел про медицину и про врачей, и
про их пациентов, и про письма в «Медицинскую газету». Много
веселого. Вам есть смысл «сотрудничать» с моей книжкой.
- В вашей студии множество книг,
это что - увлечение?
- Да, я заядлый букинист, собиратель и
ценитель книг, но не считаю это хобби, поскольку книга
помогает мне ориентироваться в своей профессии, она ее
составляющая часть.
- Чтобы вы пожелали нашим
читателям, столь вами любимым медикам?
- Добра и взаимопонимания, только при
взаимопонимании мы сдюжим во всем. С ним есть и любовь, и
успехи в работе и в жизни. Среди 46 спектаклей, прошедших в
«Кривом зеркале» за 4,5 года, был один яркий на медицинскую
тему. Замечательные, очень смешные миниатюры, которые вышли в
свет и на кассетах. Очень рекомендую медикам иметь их дома,
поскольку заметил одну особенность этих работников: они
активнее и ярче реагируют на юмор, касающийся их
профессии.
Когда-то в 70-е годы у меня был монолог
«Бюллетень не дают», и я видел, что медицинская аудитория
реагировала на него гораздо эмоциональнее, чем обычная. Я
понял, работники медицины связаны с такими экстремальными
моментами человеческой жизни, что и на свою смотрят иными
глазами. Поэтому рады посмеяться и над собой. Это значит, что
медик человек сильный и высокоинтеллектуальный. Оставайтесь
такими же и впредь!
Беседу вел Леонид
ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, обозреватель
«МГ». |