Обид Асомов Я не заводная игрушка

Анастасия Павленко

Обид Асомов. Уже при одном упоминании его имени у многих людей на лице появляется улыбка. «Маленький узбек», как он сам себя называет, стал юмористом номер один не только в Узбекистане. Уровень таланта этого всеми любимого в нашей стране артиста так высок, что на него равняются комики всего Среднеазиатского региона. Ведь лишь Асомову как представителю юмористического жанра за последнее время удалось пробиться на российскую эстраду и с блеском выступать наравне с М. Жванецким, М. Задорновым и Е. Петросяном.

При более близком знакомстве с Обидом Асомовым понимаешь, что образ весельчака-балагура, созданный им на сцене, мало чем схож с самим артистом, личность которого гораздо сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Не высокий рост, смешное выражение лица и особая манера говорить – все работает на привычный для нас образ. И при личной встрече ожидаешь, что будет смешно. Интуиция не обманывает - и ты действительно смеешься над шутками Асомова, которыми полна его речь с неповторимым узбекским акцентом. Однако, внимательно понаблюдав за артистом, замечаешь, что остроумный анекдот, вызвавший у тебя смех до упада, не веселит, так сказать, за компанию самого Асомова. Хотя рассказчик как никто другой понимает, что это необычайно смешно, сам при этом и не улыбнется. Таковы настоящие профессионалы.

Для Обида Асомова веселить людей такая же работа, как для кого-то преподавать, лечить или строить. Только в отличие от других, каждый его день расписан по деталям: съемки в кино и на телевидении, репетиции, концерты с театром «Обид А», выступления на свадьбах и т. д. Поэтому «поймать» артиста для эксклюзивного интервью весьма трудно. Но под Новый год нам все-таки удалось встретиться с народным любимцем и поговорить с ним на разные темы.

- Вас чаще стали видеть на телеканале «Россия» в программе Евгения Петросяна. Как вообще пробились на российскую эстраду?

- Где-то в 2000 году Фаррух Закиров пригласил гастролировать с ним по Германии, и я целый месяц работал с ансамблем «Ялла», выступая там перед многочисленной русскоязычной публикой. Знаете, в Германии очень много немцев, у которых только фамилия немецкая, а так - все на русском шпарят. Ностальгия у них по старым временам страшная, поэтому народ там очень хорошо принимает артистов из СНГ. Там вся Россия живет. Киркоров, к примеру, по два-три месяца у немцев гуляет. Ну, короче говоря, «Ялла», а вместе с ней я и покойный Михаил Евдокимов дали 29 концертов. За нами же следом по проторенной тропе шел Евгений Петросян. И ему, будто на заказ, все меня хвалили, говоря: «Этот маленький узбек такой трудолюбивый и так хорошо выступает, почему бы вам не пригласить его к себе?» Но мы с ним встретились только спустя несколько лет, тогда и прозвучало приглашение поработать в его программе. Мы сразу сошлись характерами.

- Но сначала Вы засветились в «Аншлаге». Почему перестали с ними сотрудничать?

- Да, именно «Аншлаг» открыл Обида Асомова российскому зрителю. За это я, конечно, благодарен Регине Дубовицкой. Но опять-таки из-за нее я и перестал работать в этой программе. Мне не понравилось то, как однажды она спросила меня, зачем я приезжаю в Москву. «Как зачем? В «Аншлаге» выступать», - ответил я. «Но зачем тебе Россия? Ведь я видела, как тебя любят на твоей родине, в Узбекистане»,- продолжала Регина, которую все молодые юмористы называют мамой. Меня сильно задели ее слова, типа, ты нам здесь не нужен. Но, извините, я, выступая рядом с Михаилом Жванецким и Леоном Измайловым, не упал лицом в грязь, - все было на уровне. Почему же ко мне такое отношение? Одним словом, я разочаровался в «Аншлаге». Другое дело - «Кривое зеркало», где все артисты словно единая семья. Правда, поначалу там тоже было не все складно. Кто-то говорил, что я слишком восточный и не смотрюсь рядом с «лицами европейской национальности». Я не любитель настаивать и тоже хотел было уйти оттуда, но, слава Богу, Евгений Ваганович совсем другой человек. Он из той категории, которые объединяют вокруг себя одаренных людей, сплачивая их между собой. Посмотрите, сегодня у него выступают артисты не только из России, но и из Прибалтики, Украины, Армении. И все смотрятся очень органично.

- Как создается программа «Кривое зеркало»?

- «Кривое зеркало» - это телевизионный театр, у которого нет постоянного здания, нет постоянных работников-артистов. Все программы делаются только для того, чтобы показывать их по телевидению. Раз в три месяца в Москве собираются артисты и начинают репетировать новую версию очередного выпуска, которую придумывает вместе с авторами сам Евгений Петросян. Но текст на бумаге – это одно, а сыграть его, чтобы было смешно, – другое. И задача артиста продумать каждую деталь, чтобы шутки действительно дошли до зрителя. Надо сказать, что репетиции «выпускного» концерта, или, говоря профессиональным языком, катание программы, проходят в Подмосковье в залах на 500-700 мест. На афишах пишется, что будет именно концерт-репетиция. Билеты на него соответственно недорогие. Перед началом выступления выходит Петросян и предупреждает народ, чтобы их не смущаело, если артисты будут подглядывать в бумажки. «Ваше преимущество в том, - говорит он, - что вы первые увидите новую программу, и если вам она понравится, то ее запишут на телевидение, а нет – то будем доделывать». Вообще я иногда удивляюсь российскому зрителю – как можно смеяться 6 часов подряд. Но они сидят и смеются. А Евгений Ваганович не дремлет. Он весь концерт сидит на сцене и все записывает. В какие моменты народ смеется, как выступают артисты и прочее. После окончания концерта начинается большой мажлис – собрание то есть, на котором разбираются все нюансы проката. Только после восьми пробных концертов записывается вся программа, которая идет два дня по шесть часов в каком-нибудь большом зрительном зале в Москве. Телевизионную версию готовит уже сам Петросян без нашего участия. Кстати, в январе мы опять собираемся, чтобы снимать новую программу. Честно говоря, так соскучился по всем, жду не дождусь, когда вновь увидимся. Да вот буквально вчера мне звонит Карен Аванесян и спрашивает: «Когда приедешь, бай?» В «Кривом зеркале» меня все баем называют, я не обижаюсь. Ведь это правда.

- Часто шутите между собой?

- А как без этого, но, надо сказать, все по-доброму. Например, однажды, когда я приехал в Москву, между мной и Церишенко завязался такой шутливый диалог. «О, бай, приехал! Вы знаете, сколько эти узбеки в день едят! У них пловы бесплатные!» - «Ну, ты, хохол! Что ты хочешь? Знаешь, кто я такой? Я внебрачный сын Бен Ладена!» - «Я знал это! Поэтому на днях принимаю мусульманство. Опасно в наши дни не быть мусульманином. Вы как-то постепенно образовываетесь в Москве. У вас тут и диаспора целая есть». И это действительно так. Удивляюсь, где только наших узбеков нет. Иной раз зайдем в какой-нибудь элитный ресторан в Москве, а Карен говорит: «Обид, здесь твоих узбеков точно нету». Подходит официантка: «Ассалому алейкум, Обид-ака». Оказывается, девушка – узбечка из Душанбе. Вообще многих известных людей судьба тем или иным образом связала с Узбекистаном. Кобзон в годы войны ребенком был эвакуирован в Янгиюль, который он считает своей второй родиной. Леня Измайлов, Евгений Петросян помногу раз приезжали на гастроли в Самарканд, Бухару, Зарафшан, и знают там все концертные залы. Часто они просят меня, чтобы я поговорил с ними по-узбекски. Не понимают языка, но восхищаются. Любят наш добрый юмор.

- Над чем хочет и будет смеяться отечественный и российский зритель?

- Всегда будут смеяться над семейными проблемами. Тема пьяного мужа и сварливой жены роднит нашего и российского зрителя, потому что это близко и тем и другим. В Узбекистане нет политического юмора, и это правильно, так как у нас восточный менталитет и власть принято уважать, а не смеяться над ней. В России запросто можно пошутить со сцены над мэром города, депутатом и президентом. Там воспринимают это как рекламу, повышающую, так сказать, рейтинг политика. Иногда юмористы перебарщивают, и получается не шутка, а элементарное издевательство. Бедного Ельцина каждый кому не лень пародировал. А Чубайса возьмите… Знаете, люди и без юмористов знают кто есть кто. Хочу еще отметить, что узбекский зритель застенчив. Так, к примеру, если в России шутки про секс весело воспринимаются всей пришедшей на концерт семьей, то у нас иначе. Мужчины, сидя в зале, могут сказать: «Обид-ака, что вы делаете? У меня тут жена, дочки сидят - неудобно». Я сам такой. Когда смотрю иногда этот пошлый, грубый юмор, где через каждое слово мат, хочется плеваться. Я верующий человек, семь раз совершал хадж, поэтому как истинный мусульманин, не приемлю шуток на интимные темы.

- Были случаи, когда Ваши шутки не «выстреливали»?

- Слава Богу, нет. Просто бывало, когда в том месте, где ты ожидаешь смех, зритель почему-то молчит. И наоборот. У меня есть такой монолог, в котором я высмеиваю рекламу пасты «Блендамед». Помните, в ней говориться: «Будешь чистить зубы пастой «Блендамед», кариес уйдет». Моя мама-узбечка, когда смотрит эту рекламу, всегда плачет: «За что эта девушка не любит корейцев. Что они ей плохого сделали. Пусть живут в Узбекистане, чимчу делают, на базаре торгуют, лук выращивают». Я ей говорю: «Мама, это не кореец, а ка-а-риес, когда зубы ржавеют». А знаете, у наших узбеков они ржаветь не могут, потому что они круглые сутки кушают. В полночь женщина возвращается со свадьбы и что она спрашивает? «Чой борми?» Дочь или невестка подает ей чай, а где чай - там варенье, лепешка, самса и прочее. В два часа ночи со свадьбы возвращается еле стоящий на ногах пьяный муж - и что он спрашивает у жены? «Хоти-ин, овкат бо-орми?» Жена подает ему вчерашний холодный плов, и они опять кушают. Через два часа муж встает, переодевается и уходит… на утренний плов. Вот такая миниатюра. У нас и узбеки, и русские, и корейцы умирают-смеются. Когда рассказываешь это в Москве, реакция зала противоположная. Хорошо, что в зале сидят выходцы из Узбекистана, которые знают, что у нас утром плов. В России этого никто не знает, поэтому эта шутка не столь смешна, как у нас.

- Но в России любят Обида Асомова.

- Да, часто узнают на улице, просят автограф и сфотографироваться вместе. Понимаете, российскому зрителю нравится естественность и разнообразие на сцене. Ведь в сольных программах я сам пишу тексты, да и в «Кривом зеркале» шутки нередко проходят мою редакцию. Кстати, Петросян часто меня спрашивает, может ли обидеть та или иная шутка, предположим, жителя Узбекистана или Таджикистана. Я даю по этому поводу консультации. Россиянам надоедает, когда артист копирует себя самого много раз до точки, до «вергуля» и когда много надуманности в текстах, но так уж обучены российские юмористы. У меня же все по-другому.

- Вас не обижает, что многие не воспринимают вас как серьезного человека?

- Это больной вопрос. Конечно, обижает, но что делать? Я сам выбрал себе такую профессию, а это, как говорится, издержки производства. Вот вчера, к примеру, звонит один незнакомый товарищ и просит: «Обид-ака, расскажите новый анекдот, мы тут с друзьями сидим». Я ему один раз вежливо ответил: «Дорогой, приди на концерт и слушай, сколько хочешь. Я тебе не заводная игрушка, не магнитофон». Парень не понял. Тогда пришлось принять более крутые меры – обругать.

- Возможно ли, чтобы Вы занялись предпринимательством?

- Конечно, это возможно. Но если я займусь бизнесом, то не смогу сосредоточиться на своей концертной деятельности. По этому поводу всегда шучу: если налоговики узнают, что Обид Асомов открыл магазин, то они там будут спать. Кстати, я твердо следую принципу: заплати налоги и спи спокойно. Одним словом, хочу быть независимым и никому не быть должным. Это моя жизненная позиция. Я хожу на свадьбы и этим очень хорошо зарабатываю, хотя именно здесь бывает крайне непросто рассмешить подвыпившую публику, которой чаще всего даром не нужен никакой Обид Асомов. Могу отказаться, но этим самым обижу людей, которые специально собирают деньги на свадьбы, чтобы пригласить местную знаменитость. Были такие артисты, которые никогда не ходили по свадьбам, но их не любили в народе, не уважали. С другой стороны, я хочу хорошо жить, одеваться, питаться. Правда, чтобы мне добиться такого же благосостояния, как у моих российских коллег, приходится работать в три раза больше, чем они. Это немного обидно, но я не жалуюсь. Ведь, когда выступаешь каждый день, – это заставляет тебя сконцентрироваться, быть постоянно в поиске свежих идей.

- А было желание уехать из Узбекистана?

- Честно признаюсь, было. Мне даже предлагали переехать в Россию, но я им сказал: «Пришлите за мной состав из 35 вагонов, потому что я один не смогу переехать, мне надо всю родню забрать. Ведь, как положено у узбеков, один выбрался в люди – помогает всем родственникам». На самом деле я не смогу без Узбекистана, без своего народа, многолюдных улиц, ароматной самсы … Знаю некоторых артистов, которые уехали по каким-то обстоятельствам из Ташкента, а теперь жалеют.

- Откуда у Вас дар смешить людей?

- Я сам задавался этим вопросом. Родители были далеки от эстрады. Моя дорогая мама наводила чистоту в Совете Министров Узбекской ССР, а ныне покойный отец был проводником скорого поезда «Ташкент-Москва». Первым в артисты вышел мой брат Сабит Асомов, - к сожалению, сейчас его нет с нами - с которым мы снялись в известном узбекском детском фильме «Гончар и горшок», сыграв там братьев-разбойников. После этого Сабита приглашали быть тамадой на свадьбах. Однажды и меня, как братишку артиста, упросили вести свадьбу моей одноклассницы. Это было мое первое выступление перед народом. Всем понравилось. И все-таки, откуда в нас с братом все это? Как-то копаясь в своей родословной, услышал от старых родственников историю об одном своем предке, жившем в начале позапрошлого века в Ташкенте. Он в 11 лет решил совершить хадж, присоединившись к торговому каравану. Но купцы поставили ему условие – до самой Мекки он обязан был их веселить. Парень с честью выполнил это условие. Так что артистизм все-таки присутствует в нашей крови, хотя и проявился спустя столько лет.

- Какой Обид Асомов в семье?

- Я очень строгий папа. Не балую своих детей. У меня три дочери и сын. Старшие девочки уже учатся в институтах. И если первой пришлось «помочь» в поступлении на восточное отделение, то вторая пробилась сама. Никто даже не знал, что она дочь Асомова. Что же касается сына, то он у меня шалопай, иногда приходится и ремнем воспитывать, чтобы вырос нормальным человеком. Вообще дома не позволяю вольностей, хотя в хорошем настроении выполняю просьбу детей и жены и рассказываю что-нибудь интересное. Чаще всего это анекдотичные истории о моих друзьях-артистах.

- Кстати, как познакомились с супругой?

- Это обычная история. Нас познакомили родители, ведь у меня совсем не было времени ни на любовь, ни на ухаживания. Я учился в Республиканском художественном училище имени П. Бенькова на отделении живописи, а вечером выступал на свадьбах. Родители организовывали встречи с претендентками на звание супруги их сына, но чаще всего мне они не нравились. Правда, однажды мне очень приглянулась одна девушка. С меня ростом, очень стройная, с приятным лицом. Но она мне ответила отказом. Я пытался ей понравиться, дарил цветы и подарки. Она была категорична. Ей, видите ли, нужен «красивый и высокий муж, солидный человек», а я ей казался шутом и неудачником, хотя и говорил, что моя жена никогда ни в чем не будет нуждаться. Я – маленький, но очень уверенный в себе человек и добиваюсь поставленных целей. Эта история имела печальный для капризницы финал. Спустя два года я встретил ее на свадьбе, где был тамадой. Ко мне подошла заплаканная молодая женщина, которую я узнал не сразу. «Я так ошибалась в тебе. Вот у меня муж – высокий и красивый, но он законченный наркоман». Мне стало жаль ее, но я уже был женат на моей нынешней супруге, и у меня уже родилась дочь.

- Вам знакомо понятие «счастливый человек»?

- Быть абсолютно счастливым человеком невозможно, тогда надо сразу умирать: спасибо, до свидания, я сделал все, что мог, я – счастлив! Бывают лишь моменты счастья, также как и несчастья. Конечно, я счастлив, что живы-здоровы мои мама, жена, дети, родственники и друзья. Но каждый раз кого-то теряешь из них. Я был счастлив, когда построил себе дачу в Чарваке. Там есть бассейны, открытый и закрытый, библиотека, сауна, бильярдная, одним словом, все. Но я глубоко несчастлив, когда из-за нехватки времени не могу туда поехать и насладиться всем этим. Я счастлив, когда меня показывают в «Кривом зеркале», но и это не предел моих желаний.

- Как Вы отдыхает?

- Я люблю тишину и покой. Мне нравятся горы и рыбалка. Всегда в году нахожу пару свободных недель и с детьми отправляюсь отдыхать в Таиланд. Знаете, мне нравятся тайцы – очень добрые люди. А зимой мы всей семьей едем в Чарвак и все вместе лепим снеговика, играем в снежки.

- Кстати, как будете встречать Новый год?

- Каждый год я встречаю одинаково – за работой. Да-да, праздники самые прибыльные дни для артистов. Максим Галкин говорил мне, что за весь год он не зарабатывает столько, как 31 декабря. Я могу, хотя и не в полной мере, подтвердить его слова. Конечно, я бы очень хотел встретить Новый год в кругу семьи, но – увы. Домочадцы, кстати, тоже уже привыкли к этому и, сидя за праздничным столом, в полночь ждут моего телефонного поздравления.

- Что можете пожелать самому себе и нашим читателям в канун праздника?

- Своей маме я всегда говорю: желай мне здоровья, остальное я заработаю. Вот и я хочу пожелать всем здоровья и оптимизма. Не надо унывать и сетовать на плохую жизнь. Ведь судьба каждого в его собственных руках. Посмотрите на меня. Обиду Асомову никто никогда не помогал, у него никогда не было «танка». Я всего добился сам, потому что никогда не опускал руки и верил, что все будет хорошо.

 

 

 



 

Хостинг от uCoz